События, публикации

Рост просроченной задолженности и проблема «плохих» долгов как угроза экономической безопасности бизнеса и предпринимательства

17.02.2018 г.

В комплексе задач, которые решает экономическая безопасность, особняком стоит тема неплатежей, просроченной задолженности и взыскания долгов. Эта тема комплексна, многогранна и относительно свежа для экономики страны, поскольку в Советский период такой проблемы не существовало вовсе и соответствующий опыт в этой области частным лицам и целым предприятиям приходилось приобретать методом проб и ошибок. Не секрет, что тема неплатежей и рост долгов в самом начале становления новой экономики России привел к краху не только многие предприятия, но и послужил мотивом для разрушения целых семей и стал причиной ряда личных трагедий.

В настоящее время образование задолженности по невыполненным долговым обязательствам, на мой взгляд, относится к одной из наиболее значимых не только экономических, но и государственно-политических проблем. Просроченная задолженность снижает размер оборотного капитала, что в свою очередь отрицательно влияет на экономическую рентабельность предприятия-кредитора. Недостаток оборотных средств, в свою очередь, приводит к просрочке при погашении кредитов, при выплате заработной платы, при закупке материалов и услуг для осуществления производственной деятельности, при оплате налогов и сборов. Просрочки в свою очередь ведут к административным и финансовым санкциям. Именно поэтому своевременное взыскание задолженности является важным элементом в работе любого предприятия.

В связи с циклическими кризисными явлениями в экономике проблема взыскания долгов стала наиболее обсуждаемой темой в СМИ и объектом внимания госорганов. Коллекторство одно время было просто востребованной деятельностью, а сейчас у этого бизнеса как будто открылось второе дыхание.

Справедливо возникают вопросы: «Насколько обоснован этот ажиотаж вокруг долговой темы?» и «Выиграет ли в этой ситуации российский предприниматель, который столкнулся с неплатежами контрагентов и нуждается в профессиональной помощи для решения проблемы?»

Вот тут следует заметить, что вообще-то финансовую систему любой страны сравнивают с кровеносной системой организма и, если в ней застаивается кровь (а в экономике это деньги), то организм гибнет!

Именно по этому в ситуации роста неплатежей по-прежнему актуальны предварительные меры, которые мы всегда рекомендуем всем занятым в бизнесе гражданам, а именно:

  • повышенное внимание к договорной работе на фирме: постоянная проверка и перепроверка контрагента на добросовестность и платежеспособность;
  • грамотное составление и оформление договоров и первичных учетных документов;
  • правильный выбор способа оплаты и обеспечения обязательств.

Наш опыт показывает, что еще на стадии выбора контрагента и оформления с ним договорных отношений можно избежать проблемы невозврата долга.

Если все-таки не удалось избежать возникновения необоснованной задолженности, проблему нужно постараться решить в досудебном порядке, ведь судебное разбирательство может длиться довольно долго и стоить немалых денег. При этом на основании опыта могу заявить - дебиторскую задолженность можно и нужно стремиться взыскивать в досудебном порядке. Важно юридически грамотно составить претензию деловому партнеру, описать негативные последствия для него в случае неуплаты долга, предложить приемлемую схему погашения долга. Это очень часто срабатывает, особенно в случаях, когда сумма долга несоизмерима со стоимостью судебного разбирательства.

Немногие знают, но именно это - основной этап деятельности большинства коллекторских агентств России, и именно с претензионной работой связывают понятие коллекторства. Обладая большим опытом взыскания, коллекторы способны проанализировать ситуацию с долговыми обязательствами и точно сказать, когда досудебная работа принесет результат, а когда нет, и необходимо ли будет обратиться в суд.

Предъявление иска о взыскании задолженности, а затем принудительное исполнение судебного решения — это часто неизбежная и самая распространенная форма защиты нарушенных прав. Не случайно суды сегодня завалены делами по взысканию непогашенной задолженности.

Однако, ситуация осложняется тем, что нередко невозможно добиться исполнения судебных решений в силу того, что должник не обладает имуществом, на которое можно обратить взыскание, загруженность судебных приставов огромна, профессиональная подготовка их желает лучшего. Кроме того, должники «изобрели» немало способов уклонения от исполнения обязательств: вывод активов организации, оформление всех сделок на юридическое лицо, не имеющее имущества. Предпринятая в последние годы реформа законодательства об исполнительном производстве и текущее реформирование корпоративного права реально так и не привнесли существенных изменений, которые позволили бы справиться с этой проблемой. Обманутые кредиторы по-прежнему рискуют не взыскать причитающиеся им деньги, даже если они выиграют дело в суде.

В этой связи большим спросом пользуются услуги юристов и коллекторов, знающих не понаслышке исполнительное производство, а также способных сочетать юридические методы с «нетрадиционными» способами взыскания. Если долговая проблема возникла, она требует решения – своевременного, грамотного и профессионального. Взимание долгов – это очень тонкий и специфичный процесс, который при неправильном шаге грозит обернуться непредсказуемыми последствиями.

Гарантия же успеха в делах взыскания — это умение сочетать юридические инструменты, информационные технологии, знания психологии и при этом не нарушать права должника и этику профессии взыскателя.

Наряду с вышеперечисленным, для воздействия на должника, взыскатели могут инициировать его уголовное преследование. Это уже одна из решительных стадий. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст.177); действия должника могут подпадать под действие статьи о мошенничестве (ст.159 УК РФ), о злостном неисполнении решения суда (ст.315); незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого аресту или подлежащего конфискации также уголовно наказуемы (ст.312 УК РФ).

Но следует отметить, что возбуждение уголовного дела в отношении должника совершается с единственной целью – мотивировать должника на оплату долга. Само по себе возбуждение уголовного дела не является гарантией оплаты долга.

Эффективность работы на этой стадии, прежде всего, зависит от правильности проведения переговоров с должником.

Следующая критическая стадия – банкротство. Это также один из механизмов взыскания, дающих шанс и надежду. Взыскание через процедуру банкротства эффективно в случае, когда должник обладает реальными активами для погашения долга, но при этом уклоняется от погашений.

Так же попытка обанкротить должника бывает результативной, если учредители заинтересованы в сохранении юридического лица-должника и продолжении его деятельности. При таких обстоятельствах должник заинтересован в урегулировании вопроса об оплате с целью продолжения ведения хозяйственной деятельности по юридическому лицу.

В ходе возбужденного дела о банкротстве, для воздействия на должника, в рамках разбирательства по делам о банкротстве,
УК РФ содержит несколько составов, имеющих отношение к процессу банкротства: ст.195,196,197. Простым способом возбудить дело по указанным статьям является обращение арбитражного управляющего напрямую к следственным органам в рамках исполнения своих обязанностей.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Закона № 127-ФЗ в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы и иные поименованные в п. 1 названной статьи лица, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.

Стоит, однако, помнить, что постоянно меняющаяся экономическая ситуация в свою очередь порождает изменения в области долгов и должников. По нашим наблюдениям, за последние год-два количество должников значительно возросло. При этом, выросло и количество жуликов (должников профессиональных) и просто экономических неудачников (должников по воле обстоятельств), их рождает в том числе и общая обстановка (сейчас очень распространено вовремя не исполнять денежные обязательства, осуществляя таким образом скрытое кредитование на более выгодных чем у банка условиях).

К сожалению, приходится констатировать, что ничего принципиально нового в области взыскания долгов не произошло. Однако, в ближайшее время положение должников-физлиц может существенно ухудшиться поскольку на уровне правительства прорабатывается вопрос о возможности обращать взыскание на единственное жилье и есть хороший шанс что эта инициатива станет законом, что безусловно больно ударит по экономическим неудачникам. С другой стороны, этот же закон создает для взыскателей неплохой шанс получить свое с «безнадежных» должников.

Мы должны понимать, что радикально изменить сложившуюся систему взыскания с должников (особенно если это должники профессиональные) не возможно без изменения экономики в целом. Как первый шаг для улучшения положения кредиторов (истцов и будущих взыскателей) стала бы проработка вопроса об обеспечении исковых требований в арбитражных судах, так как сейчас получить обеспечение денежных требований в арбитражном суде практически невозможно. Ответчики, пользуясь данной практикой и всякими процессуальными уловками, затягивают судебное разбирательство и в это время выводят активы и после получения должником решения суда он сталкивается с «безнадежным» долгом. Прискорбно!

А вот на высоком государственном уровне, представляется мне, стоило бы разрешить следующие проблемные вопросы:

  • законодательно утвердить максимальный срок расчетов, что позволит запретить предприятиям монополистам, госкорпорациям и крупным предприятиям навязывать в договорах сроки расчетов с контрагентами которые сейчас эластично растягиваются на срок до 270 дней, что просто уничтожает малый и средний бизнес, который ведет с ними дела;
  • рассмотреть вопрос об уголовном преследовании должников (только не по аналогии с долговой тюрьмой) где прямым следствием злостного нарушения контрагентом предельного срока платежей будет конфискация имущества должника в пользу добросовестного поставщика.

На уровне общественных объединений действенной мерой, которая будет подкреплять действие первых двух инициатив, может стать введение и внедрение в бизнес-среду так называемого некоммерческого «кодекса своевременной оплаты» (по типу применяемого в Великобритании) на базе объединений предпринимателей (ТПП, «Опора России» и других), в котором на добровольной основе регистрируются предприятия и предприниматели обязующиеся соблюдать стандарт расчетов (скажем 60 дней), а списки будет обновлять, и публиковать специально назначенный ответственный партнер и, раз «вылетев» из списка, попасть туда опять будет очень сложно.

Пока эти меры не реализованы предпринимателям и физическим лицам, попавшим в трудную ситуацию, связанную с неплатежами или долгами, приходится «выплывать» самостоятельно. В этом случае важно, не занимаясь «самолечением», своевременно привлекать к этому процессу профессионалов, которые владеют набором приемов и методов быстрого и эффективного решения этого вопроса законными способами в судебном и досудебном порядке.

Удачно или не удачно сложится ситуация с проблемными долгами для вас или вашей организации предсказать не может никто, главное чтобы вы сделали из этого урока правильный вывод и впредь действовали в экономическом поле соблюдая меры предосторожности. Именно тогда, когда большинство игроков на этом поле будет играть честно, но при этом постоянно подстраховывать любые сделки, мошенники и прожектеры всех сортов будут видны как на ладони, число обманутых ими граждан сократится в разы и экономика и экономическая безопасность бизнеса в России от этого только выиграет.

А в заключении, коротко, о международном опыте борьбы с неплатежами.

Оказывается, и в Европе и Северной и Южной Америке существует такая же проблема. Но если у нас с ней сталкиваются абсолютно все, то у них негативное воздействие неплатежей ощущает только 47% малых компаний и 35% крупных. Неплатежи тормозят развитие примерно трети компаний, а критическими объемом «дебиторки» на Западе считается 20% от объема оборотных средств компании.

В Европе вышли на законодательный уровень борьбы с неплатежами только в начале этого века. В ЕС в 2001 году приняли «Директиву по борьбе с несвоевременными платежами в коммерческих сделках», которая устанавливает как разумный срок расчета 60 календарных дней (и ведь никак не 180 или 270 дней, как у наших монополистов).

Европейское законодательство оперирует двумя основными механизмами борьбы с несвоевременными платежами:

  • Первый метод – право кредитора на так называемое «удержание титула». То есть сохранение за кредитором права собственности на товар до его полной оплаты.
  • Второй метод – право на взыскание процентов за просрочку, которая складывается из ставки национального банка, плюс еще 8%.

Это методы борьбы в Европе. В других странах мира чуть по-другому.

Например, в США нормальным сроком платежа считается 28 дней, но просрочка на 5-8 дней не возбраняется. В Канаде и Австралии законодательно надлежит платить в течение 30 дней после поставки товаров и услуг.

Интересно, что законодательное введение сроков расчетов дает ощутимую пользу. За три года после принятия «Директивы» сроки фактических задолженностей уменьшились с 56 до 47 дней (а это почти 16 процентов!) и положительная динамика продолжается.

Судя по зарубежному опыту, хороший эффект в борьбе с неплатежами дает и внедрение в практику «кодексов поведения», то есть сводов этических норм, добровольно принимаемых ответственным бизнесом.

Примеры: британский «Кодекс своевременной оплаты», который устанавливает стандарты, как вообще организации бизнеса, так и расчета с контрагентами. Аналогичные кодексы внедряются в ЮАР и в Италии и, судя по всему, дают неплохой результат.

Как говорится, «На миру и смерть красна». То есть неплатежи - проблема мировая. Поэтому на душе чуть легче. Жаль только, что масштабы этой беды у нас почти глобальные. Пора, пора уже начинать лечить эту болезнь самым решительным образом.