События, публикации

Уголовно-правовой способ взыскания долгов и его преимущества перед традиционным способом

13.03.2012 г.

Уголовно-правовой способ взыскания возможен тогда, когда в действиях злонамеренных должников просматриваются явные признаки тех или иных преступлений. Чаще всего это мошенничество (ст. 159 УК РФ), незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 176 УК РФ), злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ), лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ), а также ряд иных преступлений. Тогда появляются правовые основания для возбуждения уголовного дела, что создает благоприятные условия для взыскания долга.

  1. традиционный, гражданско-правовой способ взыскания;
  2. неправовой (незаконный, противоправный) способ взыскания;
  3. нетрадиционный, уголовно-правовой способ взыскания.

Традиционный способ взыскания предполагает, что в случае уклонения должника от исполнения обязательства кредитор вправе обратиться в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд (в соответствии с подсудностью спора) и, если сумеет доказать свои требования, добьется вынесения судебного решения в свою пользу.

Затем кредитору необходимо подтвердить обоснованность принятого решения в вышестоящих инстанциях, поскольку должник обычно решение о взыскании долга обжалует. А далее, в случае, когда должник добровольно не исполнит вступившее в законную силу судебное решение {что происходит практически всегда), кредитор вправе требовать его принудительного исполнения, обратившись в службу судебных приставов-исполнителей. Судебный пристав-исполнитель принимает меры к обнаружению и аресту имущества должника, и, если таковое будет арестовано, за его счет долг может быть погашен.

Неправовой способ взыскания реализуется посредством запрещенного законом психологического и физического воздействия на должника и (или) его близких, и в большинстве таких случаев предусмотрена уголовная ответственность кредитора и лиц, содействующих ему в осуществлении подобных акций.

Уголовно-правовой способ взыскания возможен тогда, когда в действиях злонамеренных должников просматриваются явные признаки тех или иных преступлений. Чаще всего это мошенничество (ст. 159 УК РФ), незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 176 УК РФ), злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ), лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ), а также ряд иных преступлений. Тогда появляются правовые основания для возбуждения уголовного дела, что создает благоприятные условия для взыскания долга.

При использовании уголовно-правового способа к погашению задолженности могут привести три основных пути.

  1. Если должник под прикрытием гражданско-правовой сделки (например, кредитного договора) совершил корыстное преступление (скажем, хищение в форме мошенничества), в обязанности органа предварительного расследования входит розыск и возвращение похищенного имущества (в предложенном случае — кредитных средств) собственнику или иному законному владельцу.
  2. Физическое или юридическое лицо, непосредственно пострадавшее от преступления (к примеру, банк-кредитор), имеет право в рамках уголовного дела предъявить иск о возмещении причиненного преступлением вреда. Для обеспечения заявленного иска органы предварительного расследования и суд обязаны принимать меры к обнаружению и аресту имущества подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, за счет которого удовлетворяются исковые требования. Иск может быть рассмотрен и удовлетворен при вынесении обвинительного приговора. Причем основную долю ущерба от рассматриваемых здесь преступлений обычно составляет непогашенный долг. То есть исполнение приговора по уголовному делу в части гражданского иска фактически означает осуществление взыскания долга и компенсацию связанных с этим процессом издержек кредитора.
  3. Под угрозой уголовного преследования и последующего наказания для смягчения своей участи виновные лица нередко добровольно возмещают ущерб, причиненный их преступлением (в первую очередь погашают задолженность, если совершенное преступление связано с ее непогашением). Причем уголовный закон стимулирует их к этому. Кроме того, причиненный ущерб могут погасить (по собственной инициативе) иные лица, несущие моральную ответственность за действия виновных, либо те, кто в силу различных обстоятельств (родственные, дружеские и др. связи) заинтересован в дальнейшей судьбе виновных.

Эффективность традиционного способа взыскания в силу ряда причин оставляет желать лучшего. Гражданский (арбитражный) процесс может тянуться до года и более, к моменту исполнения судебного решения у должника не оказывается имущества, за счет которого может быть погашен долг. Поэтому актуальным является поиск иных способов взыскания.

Для законопослушных и респектабельных хозяйствующих субъектов противоправный способ взыскания долгов неприемлем. В связи с этим особый интерес представляет уголовно-правовой способ взыскания, который, с одной стороны, не выходит за границы правового поля, а с другой — имеет ряд преимуществ перед способом традиционным и при определенных обстоятельствах может значительно повысить эффективность взыскания проблемных долгов.

Десять таких преимуществ:

1. Оперативность.

Процессуальные сроки в уголовном процессе значительно уже, чем в гражданском (арбитражном), и это весьма важное практически обстоятельство, потому что чем позже будут приняты необходимые меры по взысканию, тем меньше шансов на успешное взыскание. Время работает на должника и против кредитора.

2. Уголовный процесс бесплатен

При обращении с заявлением о преступлении уплата госпошлины не требуется. Помимо этого, потерпевший (фактически кредитор) в рамках уголовного дела вправе заявить гражданский иск о возмещении причиненного вреда, и этот иск госпошлиной не облагается независимо от размеров исковых требований. В случае если установить виновных в ходе предварительного расследования не удастся или подсудимого (подсудимых) оправдают, судебные издержки будут отнесены на счет государства. Розыск подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, а равно их имущества также авансировать не придется.

3. Обширные возможности для обжалования действий (бездействия) должностных лиц

В случае волокиты и иных нарушений со стороны должностных лиц, призванных защищать интересы потерпевших (оперативные работники, дознаватели, следователи и др.), есть обширные возможности для обжалования тех их процессуальных решений, действий и бездействия, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, либо затруднить доступ к правосудию — т. е. практически любых. Обжалование возможно в вышестоящий орган, прокуратуру и суд.
Кроме того, участник уголовного производства вправе поставить перед вышестоящим должностным лицом (органом) вопрос о дисциплинарной ответственности оперативного работника, дознавателя, следователя, а также обратиться в службу собственной безопасности соответствующего правоохранительного органа — в то время как судьи защищены иммунитетом, их дисциплинарная ответственность осложнена многочисленными и труднопреодолимыми ограничениями, поэтому на практике наложение дисциплинарного взыскания на судью по жалобам лиц, участвующих в деле, носит характер сенсации.

4. Возможна личная имущественная ответственность граждан

Возможна личная имущественная ответственность граждан, контролирующих организацию должника
В уголовном процессе к ответственности (не только к уголовной, но и к гражданско-правовой, имущественной) привлекаются физические лица, недосягаемые для кредитора в гражданском процессе. И тогда становится возможным арест их личного имущества (счетов в банках, дач, автомобилей, гаражей, предметов роскоши и др.).

5. Возможность государственного (более качественного и масштабного) розыска должника и розыска его имущества

Возможности подразделений судебных приставов-исполнителей по производству розыска ограниченны. Они не уполномочены на осуществление оперативно-разыскной деятельности и соответственно не применяют в своей работе агентурный метод, методы скрытого наблюдения, электронного контроля и др., не имеют в своем распоряжении оперативно-розыскных сил и средств. Их розыск сводится в основном к направлению письменных запросов в органы и организации, могущие располагать необходимой информацией.

Органы дознания и предварительного следствия обязаны принимать меры к розыску подозреваемых, обвиняемых, причем независимо от волеизъявления потерпевшего и безвозмездно для последнего.

К розыску подозреваемых и обвиняемых, а также похищенного имущества привлекаются сотрудники подразделений, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности (уголовный розыск, подразделения по борьбе с экономической и организованной преступностью и др.).

Причем возможен не только местный, но и федеральный, межгосударственный и даже международный розыск с использованием возможностей Интерпола.

6. Более действенные меры обеспечения взыскания

В гражданском (арбитражном) судопроизводстве предусмотрена возможность принятия судом мер по обеспечению заявленного иска или имущественных интересов заявителя. Все эти меры носят исключительно имущественный характер (арест имущества, принадлежащего ответчику, запрет ему совершать определенные действия, запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора и др.).

Предусмотренные же уголовно-процессуальным законодательством меры процессуального принуждения носят не только имущественный, но и личный характер. Наиболее широко распространенная мера пресечения — подписка о невыезде. Существует такая мера, как временное отстранение от должности. И, бесспорно, наиболее эффективна и реально применима такая мера, как взятие под стражу.

7. Минимизация криминальных акций должника против кредитора

Чтобы добиться отсрочек в выплате долга, его уменьшения или полностью избежать выплаты долга, должники порой прибегают к криминальным способам воздействия на кредиторов. Их подвергают угрозам уничтожения имущества, физического насилия над ними и их близкими, причем эти угрозы нередко воплощаются в жизнь. Речь идет не только об избиении с причинением вреда здоровью различной тяжести, но и о похищении, захвате заложника, убийстве. Особенно широкой такая практика была в 1990-х гг. Когда против должника возбуждено уголовное дело, когда к нему и его окружению приковано внимание оперативных работников, дознавателей и следователей, тогда все те, кто способен на криминальные проявления, с большей вероятностью будут вести себя сдержанно. Если же на потерпевшего (кредитора) все же будет оказываться незаконное давление, появятся или усилятся фактические основания для применения более жестких мер процессуального принуждения к подозреваемым и обвиняемым по уже возбужденному уголовному делу (например, для замены подписки о невыезде на взятие под стражу) и, кроме того, может быть возбуждено новое уголовное дело, если давление носит криминальный характер. Причем эти меры в качестве побочного эффекта повысят вероятность успешного взыскания долга.

8. В ряде ситуаций уголовно-правовой способ взыскания может быть реализован тогда, когда традиционный способ исключен Кредитор не всегда располагает достаточными доказательствами.

В свою очередь, недостаток доказательств может быть следствием того, что кредитор стал жертвой изощренной мошеннической схемы. Такая схема, как правило, включает различные приемы, направленные на то, чтобы документы, доказывающие долговое обязательство, не имели юридической силы, или на то, чтобы полноценные документы вышли из обладания кредитора. Для этого отражающие обязательство договоры и другие документы подписываются не уполномоченными лицами, в тексты вносятся вымышленные данные, обещание представить документы позже не исполняется и т.д. Либо имеющиеся у кредитора доброкачественные документы подменяются, портятся, уничтожаются и проч.

Формально юридически никакие доказательства не имеют для суда (арбитражного суда) заранее установленной силы. На практике, однако, письменные доказательства в гражданском (арбитражном) процессе более весомы. Особенно отчетливо это проявляется в арбитражных судах.

Такая закономерность — отчасти следствие соответствующих положений гражданского законодательства, отчасти — определенной психологии судей, рассматривающих экономические споры. Сознательно или интуитивно они исходят из того, что свидетельские показания субъективны, а значит — ненадежны, а документы носят объективный характер, а в случае сомнений и споров их можно подвергнуть экспертизе. Поэтому в гражданских делах по экономическим спорам доминируют письменные доказательства.

Иная картина наблюдается в уголовных делах. До 90 и более процентов доказательственной базы в таких делах составляют показания потерпевшего, свидетелей, обвиняемых и др. И следователи, прокуроры, судьи не считают их ущербными. Они понимают, что мошенники и иные преступники целенаправленно усыпляют бдительность потерпевших, принимают меры к тому, чтобы оставалось как можно меньше улик. Поэтому показания по уголовным делам — нередко основные и даже единственные доказательства.

Итак, в ряде ситуаций уголовный процесс дает шансы взыскать долг тогда, когда это невозможно сделать традиционным путем.

9. Потерпевший (кредитор) освобожден от бремени доказывания

В гражданском процессе кредитор должен доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований .

В уголовном процессе обязанность доказывания по делам публичного и частно-публичного обвинения (именно такими являются дела, которые могут быть возбуждены в интересах кредитора и против должника) лежит на органах предварительного расследования (дознавателе, органе дознания, следователе и прокуроре), государственном обвинителе. Вместе с тем потерпевший имеет право представлять находящиеся у него на законных основаниях доказательства , а также целенаправленно собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

10. Формирование у должника более сильной мотивации к возврату задолженности

Ввиду угрозы наступления уголовно-правовых и уголовно-процессуальных последствий (частичного их наступления) в уголовном судопроизводстве у должника формируется более сильная мотивация к возврату задолженности, причем на ранних стадиях процесса. В результате взыскание долга зачастую происходит быстро, в полном объеме и с минимальными затратами времени, денежных и иных ресурсов кредитора (так как не нужно принимать меры к отысканию имущества, на которое возможно обратить взыскание, арестовывать и реализовывать его на торгах, преодолевать противодействие должника и т.д.). Этот пункт, хоть и последний по порядку, может быть, самый важный.