События, публикации

Думать не вредно

01.10.2019 г.

Существует расхожая фраза: «Кризис в голове», которую очень многие трактуют как: «Если ты ожидаешь неприятности, она непременно случится». Сразу за этим утверждением часто следует другое: «Мысли материальны. Нужно мыслить в позитивном ключе и тогда все будет хорошо».

Позиция шикарная – мы не говорим о проблеме, не думаем о ней и все в порядке! Однако, если вы занимаетесь бизнесом или просто существуете в современном мире – что-то покупаете, где-то питаетесь и на чем-то ездите, вы волей не волей должны просчитывать риски. Это не значит, что вы думаете не позитивно – вы не хотите быть обманутым.

Общеизвестно, что кризисные явления в мировой экономике вещь вполне обычная и если пока он вас лично и вашего бизнеса не коснулся это отнюдь не повод расслабляться и не думать о плохом.

Не раз и не два мы сталкивались с компаниями и отдельным предпринимателями, чья отрасль или вид бизнеса находится на подъеме, но именно их предприятие в убытке. Оно генерируют долги и в итоге разоряется и тащат за собой доверившихся им партнеров, банк выдваший им кредит, своих сотрудников взявших ипотеку и т.д.

Почему так случилось! Ведь предприятие производило товар или услугу, которая, несмотря на некоторое падение спроса, все же была востребована. Но очень скоро выясняется, что потенциальные клиенты куда-то исчезли, да и постоянные тоже уходят, стыдливо опуская глаза. Бизнес рухнул.

Причин краха может быть много, но одна из них выражается очень просто: «Кризиса (падения спроса, переворота на рынке и т.д.) в голове у менеджеров не было». Они вели дела по старому – по накатанной дорожке, как будто нет второго десятилетия двадцать первого века, как будто нет нового времени и новых правил игры.

При этом панике поддаваться тоже не стоит – ничего хорошего для своего бизнеса упадническим настроением вы не добьетесь.

Однако вести дела по старому тоже больше нельзя. Возможно, что и до наступления «новых времен» Вы в ведении дел соблюдали максимальную осторожность, стараясь свести предпринимательские риски к нулю, но сейчас обстановка осложнилась, и не нужно всерьез принимать поспешные заявления в прессе об окончании кризиса и о том что жизнь снова бьет ключом, у вас своя голова на плечах. Будьте постоянно в курсе дел, а в кризисные периоды, более чем всегда. Помните - мониторинг вашего сектора рынка важен и нужен для поддержания бизнеса наплаву и для того чтобы наконец достичь.

Рассмотрим два примера:

Конечно, можно поддавшись панике и проникнувшись мнением, что «экономика» - от слова «экономить», можно сократить множество «ненужных» расходов, выбросить на улицу таких же «ненужных» сотрудников и благополучно пересидеть кризис.

Руководитель предприятия «А», так и поступил, в результате – фирма предпринимателя на грани краха. Причина проста и ясна. Это до кризиса можно было урезать зарплаты менеджерам, приговаривая: «Не нравится – увольняйтесь! Мы никого не держим! На ваше место сотня желающих есть!».

Менеджеры отдела продаж и впрямь уволились, и как это бывает всегда, часть клиентов забрали с собой, переходя к конкурентам, с той только разницей, что, сделав поправку на кризисный период менеджеры увели не просто часть, а большую часть клиентов. Выручки упали ещё больше, предприниматель поднял цены и, тогда к конкурентам ушли и остальные клиенты. Чтобы как-то выправить ситуацию, были быстро приняты на работу новые продавцы – сразу был подписан крупный контракт, товар отгрузили, сотрудники получили премию, новоявленный клиент исчез, не оплатив товар. Таким образом, результатом антикризисных мероприятий стало видимое ухудшение материального положения фирмы, причем каждая попытка исправить ситуацию, еще более усугубляла положение. Что же произошло? А то, что все свои шаги по управлению бизнесом, а позже спасению предприятия руководители делали исходя из опыта заработанного в относительно спокойной экономической обстановке, а эти методы сейчас не работают.

Примерно в то же время, предприятие Б столкнулось с подобной проблемой - выручки упали, заказы исчезли. Контракты застыли на половине из-за отсутствия оплаты. Казалось, выход был один – сокращение рабочих мест, а потом просто сидеть и ждать пока экономическая ситуация в стране не выправится. Менеджмент компании решил, что так, как они сами являются одними из игроков на экономическом рынке, ждать, когда экономика заработает и самим ничего не делать – дорога к краху. Отдел продаж был расширен, но не за счет принятых со стороны, а за счет перевода на другие должности собственных молодых специалистов, которые очень хорошо разбирались в технической части вопроса, имели определенные связи и всё что нужно было сделать – чуть-чуть подучить их тактике продаж. Конечно, пришлось снизить цены, конечно зарплаты рабочих и доходы владельцев значительно уменьшились, но вновь появились заказы, и предприятие все дальше уходит от кризисной ситуации.

Сокращения расходов и сокращения сотрудников, как оказывалось, по сути, разные вещи. А вот сокращение сотрудников, уход клиентов и падение прибыли – зачастую значит одно и то же. Задумывались ли вы, например, о том, что ваш собственный секретарь, что сидит в приемной и якобы ничего особенного не делает и вполне достоин сокращения, на самом деле обладает уникальным списком контактов (информацией), списком, что отражен в вашем собственном списке в лучшем случае наполовину?

Так, почему же активно не рекомендуется вести дела «по-старому»? Почему успешные коммерческие решения, не только не работают, но и приносят убытки?

Предприниматель должен уяснить для себя одну простую вещь - работать по старому, думать по старому – докризисный шик и он нам не по карману. Безусловно, настанет время экономического подъема, ибо таковы законы экономики и рынок развивается по спирали от спада к подъему, но, только принимая взвешенные решения, соотносящиеся с реалиями сегодняшнего дня, вы приведете корабль своего бизнеса в тихую бухту экономического благоденствия.